Авторский блог "ИХТИС"

Троицкая родительская суббота

2023-06-03 01:00
Троицкая родительская суббота связана с сошествием Святаго Духа и основанием Христовой Церкви. Наша Святая Церковь радуется в этот день, торжествует, потому что в этот день было начало нашего спасения внутри самой Церкви. Господь устроил Церковь, и все Таинства Церкви пронизаны Духом Божиим. В Таинствах есть помазывание миром, и через это исходит благодать Святаго Духа на нас. И в любом Таинстве Церкви существует благодать, животворящая, невидимая, но явно чувствуемая верующим человеком - это благодать Святаго Духа. И нам наши усопшие все близки, пасхальная радость касается не только нашей души, но и наших усопших близких, и нам хочется разделить эту радость с ними. Поэтому и после Пасхи есть день поминания, он называется не поминальная суббота, не особый траурный день, а Радоница (радуйся). Мы приходим на могилки и говорим: «Христос Воскресе!» Мы молимся за усопших, чтобы Господь простил их. Мы верим, что Дух Божий касается не только живущих и молящихся, но и усопших. И мы знаем, что ушли наши близкие в мир иной со страстями, пороками, грехами, поэтому мы молимся и просим Духа Божия, Которого Бог послал, просим Христа Спасителя, чтобы он помиловал их. И накануне Троицкой субботы, в пятницу вечером в храмах служат парастаc. «Парастаc» переводится с греческого языка как «ходатайство», когда вся Церковь во время службы ходатайствует за своих усопших.

Церковь - это общество людей, объединенных верой, таинствами и церковными обрядами. Мы верим, и сам Господь это сказал, что молитва Церкви спасает грешников. И когда священник сам причастился, людей причастил, заканчивается Литургия, и частички просфоры - Тела Господня, вынутые священником, ссыпают в потир, чашу с Кровью Христовой и священник говорит: «Отмой, Господи, грехи поминавшихся здесь честною Твоей Кровью», происходит благодатное очищение, а также молитвами Церкви, молитвами духовенства и прихожан. Это благодатный момент, который объединяет души усопших и живых. Мы вымаливаем у Бога прощение за усопших, а разве Бог, который является источником любви, не ответит на нашу просьбу? Конечно, ответит. Поэтому верующие люди имеют великую радость, которая непонятна неверующим, живущим в мире - радость благодатного ощущения Духа Божия. Мы просим от лица Церкви, чтобы Господь помиловал тех, кто ушел в вере и надежде Воскресения, просим благодать Божию: «Помоги, Господи, упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец, сестер, братии наших, зде лежащих и повсюду православных». По молитве Церкви эта благодать развивается до такого состояния, которое помогает душе усопшего выйти из уз ада.

Мы вымаливаем у Господа прощение усопших, потому что они уже не могут ничего для себя вымолить, они могут молиться за нас, но не за себя. «В чем застану, в том и судить буду», - говорит Господь. Очень много молодых умирает сейчас, вот мы и молимся о сродниках наших, которые ушли из жизни: кто от пьянства, кто от наркотиков, или аффект духовный и человек покончил жизнь самоубийством. В таком случае еще можно отпеть человека. Троицкая суббота имеет свой глубочайший сакраментальный смысл и не потеряет его до скончания века, поэтому поминальные субботы крайне необходимы. В народе все знают поминальные субботы вторую, третье, четвертую Великого поста, Троицкую родительскую, Дмитриевскую субботу, Радоницу. У народа есть стремление помянуть своих усопших записками, священник их прочитает за Литургией или панихидой и скажет: «Господи, помяни его во Царствие Своем».

Родительской суббота называется потому, что наши родители ближе всех нам, мы и поминаем прежде всего их, кто ближе по плоти, и поминание начинается с усопших родителей, потом поминаем других кровных родственников, друзей. Мы молимся о родивших нас, о родственниках, поэтому понятие «родительская суббота» связано с кровными узами. В поминальной церковной записке мы пишем, прежде всего, усопших маму, папу, бабушек, дедушек, сестер, братьев, поминаем сродников, приносим в храм милостыню на помин души.

В родительскую субботу богослужения имеют один богослужебный чин, состоящий из вечерни и утрени, поются песнопения заупокойного характера. Присутствуют поминальный канон, поминальные стихиры, песнопения. Вечерня переходит в утреню, а после утрени и Литургии обязательно служится Вселенская панихида.