Культура

Зачем молодежь ходит в музеи?

2024-03-24 16:45
Зачем молодежь ходит в музеи? Если, конечно, ходит) Я хочу рассказать о молодых посетителях такого музея, как Эрмитаж. А еще конкретнее, о посетителях части Эрмитажа, о посетителях музея искусства, культуры и истории 19 – 21 веков, который называется Главный штаб Эрмитажа. Были? Если еще нет, советую прийти, когда приедете в Петербург!

Мне недавно маркетологи сказали: «Нас интересуют только миллениалы!» У меня возник закономерный вопрос – это кто? Y, Z, может быть Х? Какую теорию поколений использовать? Согласно теории поколений, которую разработали в конце прошлого века Хоув и Штраус, а адаптировала к российской действительности Е. Шамис, это Y (молодежь от 21 до 38 лет). Так вот, именно они составляют большинство посетителей Главного штаба Эрмитажа.
Зачем они приходят в музей? Если просто задать им этот вопрос, то они ответят, что за информацией! Конечно. Это же цифровое поколение! Но! Только около 10% поступающей к человеку информации осознается, и то в лучшем случае) Остальные 90% мы просто не можем осознать!

Начиная с подросткового возраста, человек формирует критерий отношения к жизни. Дам небольшой экскурс в психологию молодежи))) У каждого возраста существуют свои особенные сензитивные периоды, которые нужно знать и учитывать. Именно в сензитивные периоды происходит формирование психики и закладывается основа для всей будущей жизни. Сензитивный – значит чувствительный для чего-то. Если нет этого чего-то, происходит кризис. Кризис – это просто переломный момент, в который формируется что-то новое. Кризисы присущи всем возрастным категориям. Все знают прекрасно взрослый кризис среднего возраста, но совершенно забывают о молодежных кризисах, которые являются не менее важными. Поведенчески это выражается в появлении так называемой трудновоспитуемости. Старшее поколение ругает молодежь: они ничего не понимают, они конфликтуют с окружающими. Хочу ответственно заявить, что это не означает неправильное воспитание, это нормальная точка роста и перехода на новый уровень.

Как музей может помочь юноше или девушке преодолеть кризис? Я называю это – учить, не обучая, дать возможность понять и самостоятельно сделать выбор, что очень пригодится во взрослой жизни.

Как обычно ведет себя посетитель музея?

Например, известный американский психолог второй половины 20 века Абрахам Маслоу описывает человека, который оценивая произведение живописи «лихорадочно роется в картотеках своей памяти, связанных с историей искусства, - он должен знать, как положено реагировать на картину». У него нет времени, чтобы рассмотреть произведение, он должен знать, кто является автором, как оно называется, какое течение в искусстве представляет. Только после этого он может восхититься картиной или не восхищаться, если ей не нашлось места в его классификации.
А. Маслоу писал о том, что красота необходима человеку так же, как пища голодному желудку или отдых усталому телу.

А как нужно? Почему музей учит посетителей без обучения? Посетитель привык к тому, что если эта картина находится в Эрмитаже, следует ей восхищаться, она должна вызвать эстетическое удовольствие, несмотря на переживание негативных телесных реакций. Музей – это авторитет для посетителя и критерий оценки. Именно поэтому музей может учить, не обучая.

Добавим к этому клиповое мышление. Для современных молодых людей от 18 до 30 лет жизнь вне социальных сетей, без мобильных телефонов и компьютеров почти немыслима.
Молодые люди не видят картинку в целом, а воспринимают информацию по принципу клипа. Многие исследователи связывают это с современным все убыстряющимся темпом поступления информации, а также с тем, что для многих задач детали не нужны, необходим только общий рисунок. Мир обладателя клипового мышления не целостность, а последовательность почти не связанных между собой событий. Но! Искусство и культура не бессмысленны, они до сих пор нужны!
Нахождение в общем с музеем пространстве смыслов заставляет осознать свои чувства и стимулирует человека сделать выбор: удовлетворен или не удовлетворен, нравится или не нравится. Вот так и формируется то самый критерий, который так нужен для бизнеса, дружбы, любви.

Мы уже года два говорим о возвращении традиционных ценностей с новым пониманием. Сейчас в центр любой ситуации ставится человек творческий, а не потребляющий информацию, товары, услуги. Творческое отношение к жизни помогает сформировать музей. Что для этого нужно молодому посетителю? Осознать свои чувства, выбрать произведение искусства или экспонат, который вызывает целостное восприятие, найти ассоциации в своем жизненном опыте, пережить не только эстетическую эмоцию, но и найти красоту жизни и вдруг обнаружить появление нового взгляда на привычную реальность. Молодежи XXI века нужны фильтры — чтобы отсеивать ненужное, сомнительное и опасное. Необходимы навигаторы и путевые карты, чтобы выбирать разумную стратегию движения.