Культура

История красок: от толченых жуков до химии

2024-06-03 13:16
Сейчас у художника намного больше времени на творчество, чем когда бы то ни было ранее. Сходил в магазин, купил несколько тюбиков – и дело в шляпе. А когда-то приходилось шарить по дорогам в поисках глины, растирать камнями панцири жучков и другие природные красители. В конце концов, нанимать для этого подмастерье, если самому не хочется пачкать руки. Давайте посмотрим, как всё начиналось.
Палеолит
Для росписи пещер первобытные креативщики использовали охру – окись железа с примесью глины. К ней добавляли животный жир, именно благодаря ему наскальные рисунки дошли до наших дней. Радуйтесь, вегетарианцы: иногда его заменяли не менее стойкой смолой деревьев.
Более темные оттенки оттенки получали с помощью угля, а еще шли в ход гематит и окись марганца. Разные виды охры служили для разных целей: желтой украшали жилище, красная имела сакральный смысл и использовалась для погребальных обрядов. Так на стенах пещер появились первые бизоны, люди и боги.
Древние царства
Египтяне обогатили палитру ртутной кислотно-красной киноварью. Кстати, позже она обрела вторую жизнь в Древней Руси (например, ее до сих пор традиционно используют в хохломской росписи). Также в Египте пользовалась спросом пурпурная краска из несчастных улиток. Не одни они пали жертвами искусства: картины с карминовыми оттенками стали красивыми могилами для темно-розовых жуков кошенили. Надеюсь, благородная цель подсластила им пилюлю.
А пока одних насекомых растирали в порошок, другим поклонялись. Я говорю о священных жуках скарабеях – только они удостаивались чести быть изображенными ляпис-лазурью (натуральным ультрамарином). Стоила эта краска сумасшедших денег, зато сохраняет свою яркость до сих пор. А вот белила из извести и черный цвет из сажи и угля были ненамного дороже грязи. Натуральный жир египтяне заменили полимерными веществами.
А тем временем наш китайский брат изобрел бумагу и подался в акварелисты. Поэтому на Востоке состав из пигментов и масел обогатился водой, глицерином и сахаром.
Возрождение
В эпоху Ренессанса художники начали делать краски на основе льняного, орехового, макового масла. Хотя многие по средневековой привычке использовали в качестве основы яичный белок или казеин. Увы, никто не знал, что масляные краски и темперу нельзя смешивать на одном полотне. Прозорливости не хватило даже Да Винчи, который пользовался обоими видами краски в "Тайной вечере" – вскоре это привело к порче картины.
Как и в древности, многие краски по-прежнему стоили целое состояние. Ляпис-лазурь, уже знакомую нам по египетским скарабеям, по-прежнему закупали на востоке. Азиатские бизнесмены не верили на слово, когда речь шла о таких суммах. Поэтому чтобы сделка состоялась, заказчик был обязан предварительно оплатить свое бесценное приобретение.
Новое время
К счастью, XVIII веке синий цвет становится доступнее и попадает на палитры даже самых бедных художников. Немецкий физик Дисбах, ища способы улучшить качество краски, неожиданно для себя самого создал берлинскую лазурь. Она и заменила натуральный ультрамарин. Синий стал новым черным: вслед за химической лазурью на рынке появляются кобальтовая синька и французский ультрамарин.
В те времена художникам следовало давать молоко за вредность: их труд по степени опасности мог сравниться разве что с работой на химическом реакторе. Теперь художники вместо улиток и жуков клали на жертвенный алтарь собственное здоровье. Изумрудно-зеленая краска представляла собой гремучую смесь: она состояла из мышьяка, уксуса и окиси меди. Звучит, как неплохой способ самоубийства! Существует мнение, что именно из-за зеленых стен в доме на Острове Святой Елены умер Наполеон.
Со временем мышьяку в составе киновари и свинцу в составе красного сурика нашли безопасную замену. Развитие химии и облегчало, и продлевало жизнь художникам. Хотя иные ретрограды по старинке растирали пигмент самостоятельно (такие умельцы есть и сейчас), но в целом краски стали предметом массового производства. Ну а сегодня цветные металлические тюбики есть в арсенале практически каждого художника.